О храме

1913г. Из газеты «Олонецкие ведомости»osvyashhcerkvi-istoriya
Из истории православных храмов села Толвуя
Из архива «Исследовательские и творческие работы 7 «а» класса Толвуйской школы. Классный руководитель Людмила Анатольевна Усольцева. 2005 год. Публикуютя отрывки ( с разрешения авторов). Людмила Анатольевна с ребятами благодарят  библиотеку с.Толвуя и Геру Григорьевну Семкину (светлая ей память) за помощь в работе над исследованием.

видТолвуисверхуТолвуя -один из самых древних погостов Заонежья. Он расположен на Карнаволоке, делящем Толвуйскую губу на две части. Первое упоминание относится к 1375 году, а заселение новгородцами началось еще в конце 12-нач.13 вв., вскоре после прибытия на Палеостров преподобного Корнилия. Рядом с погостом -д.Имичевская (Загубская), считающая родиной преподобного Зосимы, — одного из основателей Соловецкого монастыря.

Толвуя была центром прихода, который в 1796 г. насчитывал 2590 человек, и вторым после Шуньги торговым селом, жители которого отличались зажиточностью (Мальчик И.И. Заонежье на старых фотографиях)

«Согласно устным преданиям, — сообщается в докладе К.К.Логинова «Заонежье в истории, культуре Карелии и России, — первая церковь в Толвуе была возведена на месте нынешней каменной церкви из того леса, который рос на этом холме. Таким образом, толвуйская церковь была, скорее всего, самой первой церковью на территории карелии». Район Толвуи был освоен новгородцами ок. 1260г., тогда же и построена церковь. Для сравнения: в районе Олонца и Тулоксы церкви появились не ранее 1282 г. К сожалению, письменных доказательств того, что в сер. 13 в. уже стоял храм во имя святого великомученика Георгия, нет.

10 из 17-ти погостов Заонежья располагались на Онежском озере. каждый из центров отдельных волостей «являл собой прежде всего архитектурно оформленную доминанту для всей окрестной деревенской округи, будучи местом расположения одного или нескольких, всегда созданных на средства крестьянского «мира» приходских храмов.

Церковные приходы можно сравнить с жемчужным ожерельем, столь регулярны были устремленные ввысь серебристые от времени главки-маковки местных церквей. Они стояли в самых удобных и живописных местах по всему периметру береговой линии», — читаем в книге И.Черняковой «Карелия на рубеже веков».

Позднее в Толвуе было две церкви: одна во имя Св. Живоначальныя Троицы и другая во имя Св.Вмч.Георгия. Образовался Толвуйский приход.

Толвуйский приход дал миру одного из основателей обители Соловецкой, строго подвижника, третьего игумена этой обители, прославившегося многими чудотворениями, — Зосиму Соловецкого…..

В 1873 году в Толвуйской волости насчитывалось 9 церквей, 28 часовеню

В толвуйском приходе бывали Архипастыри Олонецкой епархии. Они наставляли священослужителей, употребляли усилия на возвращение заблудших в лоно церкви, на соблюдение церковных обрядов и на благолепие храмов. Как свидетельствует историк А.Мошин, толвуяне блюли обряды, во всем повиновались наставлениям Архипастырей. Известно таоке предание: во время посещения Толвуйского прихода прп.Игнатий вышел из храма; увидев множество лошадей в серебряных сбруях, Игнатий сказал: «Ах, толвуяне, сбруи-то на лошадях ваших серебряные, а святые иконы в храмах деревянные, без риз серебряных!» И с тех пор иконы в Толвуе стали украшать  серебряными ризами и приличными киотами.А при отъезде на Воронежскую кафедру прп. Игнатий воскликнул: » И в могиле возрадуются мои кости, что раскол в Олонецкой епархии прекратился! Дай-то Бог, чтобы эта язва, разъедающая русскую церковь два с половиной столетия, наконец зажила, чтобы и родина преподобного Зосимы очистилась от раскола, дабы под его покровительством и там вси едино были.»

Многие толвуяне были религиозны, но часто это проявлялось в большей степени внешней набожностью: крестьяне соблюдали посты. Считали своим долгом помолиться на церковь, крест. Но храм посещали редко, в основном по большим праздникам — на Пасху, Рожество Христово. Да и приходы были разбросаны: дальние деревни отстояли на 7, 10, 25 верст от церкви.Некоторым образом церковь заменяли часовни, которых было множество.  ….              «Вера наша только начинается. У родившихся и живших в советское время все выкорчевывалось с корнем. И нам так нужны сейчас помощь и поддержка!Разве можно выразить словами боль за землю, по которой ходили наши предки? Их следы везде: на полях, в лесу, на тропинках, на Онего. Это память о них, хоть мы сами все исковеркали. это плата «Ивану, не помнящему родства».Коренных жителей в Заонежье осталось мало — тихий ручеек. На нас лежит ответственность пронести традиции отцов сквозь века.Господи, помоги нам!»

(Из письма Людмила Алексеевны Балеховой)